Лучше поздно, чем никогда. Решил я поделиться своими личными впечатлениями от Ведьмака 2 непосредственно после первого прохождения игры. Прошел я за Роше, поэтому все нижесказанное к Иорвету не будет иметь никакого отношения (на него мы посмотрим при патче 2.0).
Во-первых строках моего поста хочу заявить, что игра мне понравилась, но поскольку восторженных откликов в данном блоге было уже много, я просто к ним присоединюсь (искренне, кстати) и сосредоточусь далее на том, что помешало мне получить от игры полный щенячий восторг.
Еще раз повторю, что все написанное ниже не более чем ИМХО.
ПРОЛОГ
К локации вопросов никаких и сюжету только один. Почему нельзя было внести ясность в биографию Якова из Альдерсберга? По умолчанию, теми, кто проходил игру, принято считать, что он и Альвин одно и то же лицо. Альвин – Исток, магистр ордена – тоже. Известно, что чародеи охотятся за Истоками, более того – это вменено им в перечень прямых служебных обязанностей, Трисс желала воспитывать Альвина, на трупе магистра обнаружен двимеритовый амулет мальчика, сам Альвин исчез, но появлялся в мороке на Ледяной пустоши. Ситуация такая, что хоть уголовное дело открывай, генетическую экспертизу в мире (по крайней мере книжном) Ведьмака делать умеют, и… ничего. Про Альвина просто забыли.
ГЛАВА I. ФЛОТЗАМ
Эмгыр вар Эмрейс (А. Сапковский "Кровь эльфов" глава 6)
Я к чему. Кто-нибудь внимательно смотрел на карты из первого и второго Ведьмака? Там есть один кочующий город. И это именно Хагга, причем на больших картах он что-то потерял именно на территории Темерии (причем со времен первого Ведьмака умудрился несколько переехать к западу). Правильно данный населенный пункт изображен только на карте долины Понтара.
По сюжету к первой главе вопросов никаких, но от локации я, мягко говоря, тихо балдел.
Что мы имеем? Якобы укрепленный населенный пункт, по совместительству крупную торговую факторию, находящуюся на стыке четырех государств: Темерии, Редании, Аэдирна и Каэдвена. Недалеко на юге еще располагается Махакам, формально входящий в состав Темерии, но темерского наместника и темерских войск там никогда не видели. Учитывай бурное политическое прошлое (см. эпиграф и хронику войны с Нильфгаардом) это потенциальная прифронтовая полоса. Бывшая пограничная крепость Хагга Темерией потеряна. Вопрос – почему там к моменту игры (прошло 45 лет) нет ничего хоть сколь-нибудь отдаленно похожего на замок ЛаВалетт?
По изложенному в предыдущем абзаце напрашивается вопрос – почему Иорвет не взял Флотзам? К чести Геральта, он осмотрев сие безобразие, этим вопросом задается. Но правильный ответ звучит не так как он дан в игре. Иорвет не взял Флотзам только потому, что не хотел этого делать, других причин нет. Местная администрация (а точнее разработчики) сделали из города заведомо незащитимую позицию, которую можно взять минимальными силами с ничтожными потерями. Иными словами взаимоотношения любой комиссии из Вызимы с местными властями, буде это реальный мир, а не игровой, строились бы по следующей схеме:
1.Пришел
2.Увидел
3.Повесил местную гражданскую и военную администрацию без суда, но после долгих расспросов о связях с японской, английской, немецкой и парагвайской разведками. О наличии связей с развед-ками всех сопредельных государств можно не расспрашивать, ограничиться списками, явками и паролями (в принципе Роше это и делает, но только с военной администрацией).
4.Согнать всех местных жителей на исправление недостатков.
Помимо военно-архитектурных вопросов есть ряд экономических.
Первый. Что во Флотзаме едят, помимо рыбы? Правильный ответ – ничего, т.к. под посевы хлеба и выпас скота лес никак не расчищен.
Второй. Почему разрушены мосты через Понтар (на север в Каэдвен) и Дыфню (на восток в Аэдирн)? Кей-ран разрушил? Недавно? Через Дыфню, где тролль сидит, может быть. Кстати, почему троллиное семейство не съел? Почему протрезвевший тролль не попросил и его избавить от столь милого соседства? "Беда с троллем" вообще очень странный квест. Речь идет о мосте через пограничную реку, через который должна вестись оживленная торговля, данный тролль (раз уж он мост починяет) должен быть в составе темерских вооруженных сил и состоять на жаловании комендатуры. Проблемы тролля вся городская стража должна решать, ломая ноги по кустам. Почему Людвиг Мерс хочет его убить? Он такой же предатель, как и Лоредо? Почему ни к одному из мостов нет наезженной дороги, и рядом с ними нет даже развалин (после знакомства с кейраном) таможенных пунктов? Ответ, потому, что они разрушены, не принимается. Мосты в столь важных стратегических пунктах чинятся в первую очереди, и не троллями, кстати. Вопрос, почему рядом с мостами нет сторожевых башен (граница, как-никак) воспринимается автором поста в свете всего вышеизложенного как идиотский и в ответе не нуждающийся.
То есть, если "включить логику" ©, в "реальной" Темерии такая локация, как представленный в игре Флотзам, не могла возникнуть никогда и ни при каких обстоятельствах.
Должны быть наезженные дороги с запада к Флотзаму (по которой пришел Геральт), к обоим мостам с выходом за реки и – обязательно – на юг к Махакаму. В этой дороге, помимо Темерии, заинтересован и Каэдвен. Для него это единственная возможность получать махакамские товары минуя аэдирнских посредников и дополнительные таможенные посты. Для Темерии южная дорога – это возможность перемещать войска в случае войны не рискуя попасть под обстрел речных флотов Каэдвена и Аэдирна. В качестве бреда с моей стороны можно предложить дополнительный квест с ограблением махакамского каравана и последующей облавой в лесу, в которой бы участвовали городской гарнизон, Синие полоски и Геральт. Заметим, что все вышеизложенное никак не влияет на сюжет первой главы, а только вносит в нее новые детали.
Козел (пословица такая)
Как всем известно в Вызиме у Геральта было два места, которые он мог считать домом (жилище Трисс и комнатка Шани), помимо этого можно было снять номер в тавернах (о том, что разработчики поленились рисовать комнаты в тавернах, а ограничились ковриками, мы сейчас говорить не будем). Почему нельзя снять комнату во Флотзаме? Геральт туда с Трисс как-никак приехал. Для Шеалы выделили комнату, для Синих полосок целый дом, Геральт,Трисс, Лютик и Золтан вынуждены протирать штаны в общей зале. Двух лишних комнат не нашлось? На цокольном этаже как раз были и именно такое количество. Денег на них Геральту не хватило? Ну так повод для дополнительного квеста. Из-за этого мы имеем следующее: в борделе можешь "общаться" сколь душа пожелает и кошелек позволит, а с любимой женщиной только раз за главу, да и то, если соответствующее развитие диалога выберешь. Нелогично, однако. При наличии комнаты выглядеть "общение" с Трисс могло следующим образом: приходит Геральт вечером (ночью, под утро – нужное подчеркнуть), далее следует эротическая киношная вставка, уходит утром. Нормальная локальная альтернатива медитации в режиме ожидания (работает только когда рядом Трисс) и дополнительная вкуснятинка в игре.
Почему подкатившись к Бьянке, такой профессиональный "трахтельман" © как Геральт не попытался со-блазнить Шеалу? Он пересмотрел свои взгляды на жизнь за месяц, прошедший с окончания первой игры? Шеала не в его вкусе? Хотелось бы объяснений.
Подводя итог по локации "Флотзам" я с сожалением вынужден для себя признать ее ОДНИМ СПЛОШНЫМ НЕДОРАЗУМЕНИЕМ, не продуманным чуть более, чем полностью. Повторюсь, именно локацию, не сюжет.
ГЛАВА II. ПО ПУТИ РОШЕ
К локации претензий никаких не возникло, к сюжету тоже. Есть мелкие вопросы и пожелания, которые легко можно не принимать всерьез. Почему Геральта не пустили в Верген? Ответ: на…зачем пускать в город парламентера врага, который все будет вокруг осматривать? А жаль, мне просто хотелось побродить по еще мирному городу, выполнить пару квестов. Детмольду я бы ничего не сказал, честно-честно.
Самый главный вопрос, опять-таки по организации обороны подступов к Вергену. Я понимаю, что Поле боя надежно защищает город, но оно появилось внезапно и на глазах у Геральта, до этого его не было. Я понимаю, что позицию в горах защищать легче, чем на равнине. Но что, сложно было нарисовать засеки, охраняемые парой эльфов на всех ущельях, ведущих в город? Засеки там должны были появиться раньше магической аномалии, не демонтировали же их специально. По тому, что ели в Вергене, вопроса не возникает. Наличие сожженной деревни ясно указывает, что до применения Сабриной Глевиссиг термического оружия в данной местности нормально уживались краснолюды ремесленники и люди земледельцы. Хотелось бы еще увидеть вооруженные посты на отрогах горы в которую врезан Верген (как-никак естественная крепостная стена и она должна быть защищена, к тому же отличный пост для обстрела войск Хенсельта). Если это реализовано в Пути Иорвета, то прошу прощения, не знал. Да и почему Хенсельт атакует Верген, а не Хаггу, он ее уже взял? Почему чародейки не спасли Сабрину? Я понимаю, что она выдохлась, не каждый день применяешь вакуумную бомбу по людям, но ее нельзя было выдернуть магическим насосом, которым еще Вильгефорц баловался? Ответ тут один – иначе кина бы не было. И это единственный в главе сюжетный просчет, который следовало бы объяснить либо в Лок Муинне, либо уже в Ведьмаке 3. Это были вопросы.
Пожелания связаны с локационной возможностью дополнительного квеста. У войк Хенсельта нет возможности проникнуть за поле битвы, но у отрядов Вергена есть. Речь идет о шахте, из которой пришли убийцы королей (трое ведьмаков с отрядом не справятся, ушли бы как миленькие). Не сложно, я думаю, добавить ночную атаку на лагерь Хенсельта. Причем данный квест можно проходить как за Иорвета, так и за Роше. Во всяком случае это лучше, чем "Мешок перьев". К тому же появляется возможность полюбоваться на "охваченный пожаром бордель" ©, как в прямом смысле, так и в Лютиковом.
В видении Геральта о совещании чародеек под Вергеном я не увидел Трисс. Я понимаю, что это заготовка под подтверждение ее слов об изгнании из Ложи, но очень хотелось поглядеть на нее в платье на новом движке.
По второй главе все.
ГЛАВА III. ЛОК МУИННЕ (ПУТЬ РОШЕ)
И? Что делают стены в эльфийском городе Лок Муинне? Стоят? Тем более, что с фортификационной точки зрения можно было легко ограничиться:
1.Зубчатым парапетом вровень с уровнем земли;
2.Гладко и отвесно стесанной скалой ниже уровня парапета;
3.Крепостцой у главных ворот города (которая там и реально была).
Ей Богу, света в городе было бы намного больше, он не был бы замкнут в себя, а уж вид на окружающий пейзаж с обзорной круговой дорожки.
Многие (точнее вообще все) жаловались на краткость третьей главы. Товарищи, по логике вещей она должна быть еще короче. Если первая глава никак не понятна мне с точки зрения географии, то последняя – с точки зрения сюжета.
Самый мелкий вопрос, почему не закончена линия Бьянки? Хотя бы в форме диалога на пути в город (а, вообще, могли бы и ее туда взять). Дальше больше. Приходят к воротам (охраняемым, заметим) два человека: офицер в форме элитного подразделения темерских войск, ведьмак из последней полицейской ориентировки. В одном из вариантов развития игры данные люди связаны не только с убийством Фольтеста, но и Хенсельта. Я не спрашиваю, почему их пустили в город, у меня всего два вопроса, почему их не отвели в темерский лагерь, и почему Роше сам туда не пошел? Почему в темерском лагере нельзя ни с кем нормально поговорить? Почему, пока Геральт носится по побочным квестам, Роше мирно стоит посреди города и ни один темерец (да и каэдвенец) им не заинтересовался? Почему Роше за решением проблем Темерии идет не к Наталису, или, на худой конец, к Адде а к Радовиду? Он от Лоредо заразился? Почему Радовид в разговоре с Геральтом причисляет Роше к людям без Родины, не признающим над собой владык? Наталис сделал заявление о лишении Роше чинов, наград и званий только на переговорах, он по этому поводу с Радовидом что-ли предварительно консультировался? На кой вообще в этой главе так вписаны побочные квесты, какой заработок, какие доспехи? Геральт за любимой женщиной пришел, он ее искать должен, по логике игры, а не за горгульями охотиться, в покер играть и на руках бороться. Почему предоставлен жесткий выбор: спасение Трисс или Анаис? Это замотивировано началом переговоров. И что, переговоры такое дело, что назначаются к определенному сроку и передвинуть его весьма трудно. Необходимость выбора легко убирается простым выигрышем тепа (не за горгульями бегать надо). А вот когда политические дела Темерии разрешены, можно заняться милой вооруженной неразберихой с массовым применением боевой магии, вызванной провокационным нападением непонятных личностей на каэдвенские и нильфгаардские лагеря. Забавно было бы посмотреть на Роше не в мундире и на обоих героев с наклад-ной растительностью на лицах, допустим. Да, и если Геральт таки потерял время, ведя в Лок Муинне гла-мурный образ жизни, необходимость выбора – Трисс или принцесса – должна остаться. Но задание на нее должен давать Наталис, а не Радовид! Имхо…
По третьей главе все.
ЛОКАЛИЗАТОРАМ
Шеала де Танкарвилль, а не Тансервилль, по крайней мере в книге.
Dixi